С чего начать изучение истории моды

С чего начать изучение истории моды Каждую неделю The Village выбирает одну интересную тему и предлагает книги, блоги и курсы, которые помогут погрузиться в неё самостоятельно

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, чем может быть полезна история костюма в повседневной жизни, а также какие книги и журналы читать, если мода для вас больше, чем последняя коллаборация Uniqlo.

журналист и культуролог

Даже когда человек умирает от голода, он умирает одетым. Мне кажется, что ни с одной областью материальной культуры наша жизнь не связана так плотно, как с одеждой: одежда — это и зеркало всех социальных, общественных и политических процессов, в которые мир замешан, и отражение нашей собственной идентичности, наших глобальных и сиюминутных качеств. Ровно поэтому мне представляется, что без понимания того, как мы взаимодействуем с собственным костюмом, невозможно полноценное понимание культуры. К счастью, для человека, который хочет лучше разобраться в теме «Человек и его одежда», сейчас существует масса возможностей — от книг и фильмов до открытых курсов и лекций. Скажем, можно начать следить за книгами, которые выходят в серии «Библиотека журнала „Теория моды“»: большинство из них не просто прекрасно сделаны, но и отлично, легко, читабельно написаны и очень качественно переведены. А ещё можно следить за открытыми курсами Высшей школы экономики, лекциями журнала «Теория моды» и так далее.

С фильмами всё не так просто: Голливуд — не особый любитель точности. С другой стороны, можно играть с собой в важную и полезную игру: выбирать фильмы или сериалы о вымышленных мирах, в которых тщательно разработаны костюмы (скажем, «Игра престолов» — прекрасный вариант), и учиться смотреть на эти костюмы с точки зрения наших знаний об одежде в реальном мире. Что они говорят нам о политике, технологиях, экономике, гендерных отношениях? Тогда быстро выясняется, что, как и в реальной жизни, одежда в хорошем кино — это не просто «чтобы красиво», а таинственный и яркий язык, своего рода дополненная реальность, без которой всё было бы не так, как надо.

Если начать интересоваться темой, то немедленно обнаруживается, что почти всё, что мы узнаём об одежде, оказывается не только очень интересным, но и очень личным: мало какие знания удаётся так эффективно примерить на себя.

Елена Стафьева журналист, модный обозреватель

Мода — это поп-культура, а не «наследие художников». Это не высокое искусство, а часть массовой культуры. Нужно ли иметь какие-то представления об истории музыки, чтобы слушать классику? Непременно, иначе будет просто ничего не понятно. Высокая, сложно устроенная культура требует знаний, изучения её истории для понимания. Массовая культура — нет. Но, конечно, если у вас есть знания по истории культуры вообще, то вам лучше будет понятно, где место Коко Шанель в истории моды, а где — Эльзы Скиапарелли.

Чтобы разбираться в моде, гораздо важнее читать хороших англоязычных критиков — Кэти Хорин, Александра Фери, Ванессу Фридман. Кроме того, стоит находить и читать каталоги знаменитых выставок моды в Париже, Лондоне, Нью-Йорке — вот они действительно очень полезны и дают массу важной информации. Ещё есть колонка по истории моды Колина Макдауэлла на BoF. Но это если вы интересуетесь именно историей моды.

Если человек хочет лучше понимать культуру и моду как часть культуры, он должен ходить в музеи и на выставки — прежде всего в Европе и в Америке, потому что у нас нет института фэшн-выставок и фэшн-кураторов. Это как с живописью: можно послушать лекции, но пока вы не начнёте планомерно и последовательно ездить по музеям и смотреть все важные выставки, вы ничего не будете понимать в искусстве.